Анализ «Мертвых душ»

Смысл названия.

Формально «мертвыми душами» считаются умершие крестьяне, которые все еще числятся в «ревизских сказках». Однако к ним ли отсылает читателя Николай Васильевич Гоголь, называя свое поэму «Мертвыми душами»? Вряд ли. Смысл названия и заключается в том, что несмотря на то, что умерших крестьян и можно назвать мертвыми душами, по-настоящему лишены души как раз те самые помещики, которые продают их Чичикову. В помещиках и чиновниках, поддерживающих крепостничество, умерли все лучшие качества живого человека: гуманизм, трудолюбие, возвышенные помыслы и идеи. Для их образа жизни, напротив, характерен покой, неподвижность и полный застой взглядов и идей. Мертвенность редко бывает противопоставлена движению и обновлению жизни. И подлинную живую души мы находим в тех людях, которых продают и покупают как товар.

мертвые души

 Образ Чичикова.

 Чичиков — это один из самых главных образов поэмы, характер неоднозначный и способный к развитию, чем он выгодно отличается от помещиков и чиновников, изображенных в поэме. Чичиков не имеет наследственного капитала, отец оставил ему всего полтину, поэтому ему приходится применять определенную энергию и труд (хоть и очень сомнительный), а значит он вовсе не мертвая душа.Но все его хорошие качества поставлены на службу приобретательства. Девизом его жизни становится отцовское наставление: «Береги и копи копейку».

Отношение к деньгам у Чичикова не такое, как у помещиков. С одной стороны он знает им цену, а с другой богатство для него не самоцель, как для Плюшкина, а средство утверждения в обществе.

С самого начала автор избегает четких и понятных характеристик Чичикова, показывая, с одной стороны, его заурядность, а с другой — умение мгновенно перевоплотиться в зависимости от обстоятельств. Почти с каждым Чичиков умеет говорить на его языке и всех способен очаровать. Автор не случайно подчеркивает такую разносторонность героя. По замыслу Гоголя Чичиков должен был пройти через три тома поэмы, и в конце концов преобразиться. Так, чтобы его хорошие качества, наконец, были поставлены на службу государству и добродетели.

Очень важно обратить внимание на имя Чичикова — Павел. Павел — это один из апостолов, который сначала был гонителем Христа, а потом стал святым. Вот она — идея возрождения, которую автор собирался пронести через все произведение.

Образы помещиков.

Создавая образы помещиков, Гоголь не рисует цельный, полный характер героев, он выделяет в каждом одну-две главные черты. Например, Манилов — это слащавость и прожектерство, Коробочка — дубиноголовость, Ноздрев — хамство, Собакевич — грубость, Плюшкин — жадность. Именно поэтому каждого героя можно характеризовать всего несколькими словами.

Есть несколько версий, объясняющих, почему помещики расположены в таком порядке. Первую, традиционную версия выражает Герцен, руководствуясь словами самого Гоголя. Согласно этой версии, композиция романа строится на убывании в человеке человеческого. То есть, согласно этой версии, самым человечным среди помещиков является Манилов, Плюшкин же застыл в неизменяемом нечеловеческом состоянии. Вторая версия, напротив, предполагает, что Плюшкин самый человечный из всех помещиков, тогда как Манилов таковым называться не может. Ведь «не согрешивши, не покаешься». Третья же версия предполагает концепцию шахматного расположения помещиков. Чичиков едет от нехозяйственного Манилова к хозяйственной Коробочке. От нехозяйственного Ноздрева к хозяйственному Собакевичу.

Во втором томе «Мертвых Душ» мы также видим помещиков, среди которых, прежде всего,  выделяется Константин Федорович Костанжогло. Для Гоголя он является образом идеального помещика.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Обсуждение закрыто.