Композиция и сюжет художественного произведения

Художественное произведение — это сложное явление, целая система образов, тесно связанных между собой (главные герои, люди, интерьер, природа, речь, лексика, высказывания автора о героях). Соотношение компонентов друг с другом, их художественная взаимосвязь и называется композицией художественного произведения.

Композиция всегда подчинена содержанию произведения, его идее. В любом произведении есть композиция.  Интересно, что композиция присуща и одному образу.

Композиция образа Манилова:

— деревня, принадлежащая Манилову

— люди Манилова

— дом Манилова

— портрет, который автор дает Манилову («ни то, ни се»)

— разговоры

Говоря о композиции, надо отметить, что любому литературному направлению направлению свойственна своя, присущая только ему композиция. Для классицистов характерна статичность, неподвижность, однолинейность композиции. Реалисты изображают человека в развитии, поэтому и обстановка находится в движении. Говоря о романтизме, мы можем вспомнить фразу А. С. Пушкина о Байроне: «Он мало заботился о планах своих произведений или даже вовсе не думал о них: несколько идей, слабо между собой связанных, были ему достаточны для сей бездны мыслей, чувств, картин».

Чтобы лучше познать содержание произведения, мы обращаем внимание на поступки главных героев, ведь именно через них раскрывается их характер. Это, так называемый, динамический аспект произведения.

Сюжет — ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий в произведении.

Сюжет — это связи, противоречия, симпатия, антипатия и вообще взаимоотношения людей. Максим Горький

Сюжет отражает концепцию (точку зрения) автора на действительность. Он органично связан с идеей произведения и является одним из способов ее развития. В основе сюжета всегда лежит конфликт (коллизия). В процессе движения коллизия проходит через следующие этапы:

литрааа

1. Экспозиция — расстановка персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющая действие. Располагается в начале, но иногда  встречается и в середине, и в конце.

2. Действие не будет развиваться, пока не произойдет первое столкновение, конфликт. Завязка — событие, с которого начинается действие, благодаря которому возникают следующие события.

«Капитанская дочка».

Экспозиция — жизнь Гринева.

Завязка — решение отца отправить Гринева в армию.

Завязка, как правило, мотивирована экспозицией. Есть произведения, начинающиеся сразу с завязки. Но также существуют произведения, которые начинаются сразу с завязки, что придает им особую остроту (например, детективы).

3. Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.

«Гроза» : кульминация — момент, когда Катерина кается во время грозы

«Горе от ума» : Чацкий подслушивает за камином.

4. Развязка.

«Гроза» : развязка — Катерина решает броситься в воду.

В эпических произведениях есть еще два фрагмента сюжета: пролог и эпилог. Пролог — это вступление к основному сюжетному развитию. Он рассказывает о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие или разъясняет авторский замысел. Эпилог — это послесловие, в котором автор заканчивает главную мысль.

Таким образом, сюжет состоит из экспозиции, завязки, развязки, развития действия, кульминации,  и пролога-эпилога.

Обсуждение закрыто.