Народность в творчестве писателя

Народность как теоретическая проблема была выдвинута общественностью в в конце XVII -начале XIX века. Это был период буржуазных революций в Европе. Процесс противостояния буржуазии и феодализма нашел отражение в литературе. Вспомним хотя бы французских просветителей XVIII века. Дидро, Руссо боролись аристократизма классицистов и старались приблизить литературу к народу.

Сильно повлияли на утверждение народности в литературе поргрессивные романтики — Шелли, Байрон, Гюго. Они выступали за изображение в своих произведениях жизни народа, часто обращались к фольклору. Что не менее важно, они ратовали за демократичный литературный язык.

В русской литературе уже в XVIII веке были отмечены тенденции к демократизации литературы. Впервые термин «народность» появился в  20-е годы XIX века. Первыми к этой проблеме обратились писатели-декабристы: Бестужев, Кюхельбекер, Вяземский. Они считали, что произведения обязательно должны отображать самобытность характера нации, ее историю, ее язык. С появлением произведений Пушкина эта проблема углубляется.

С некоторых пор вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности. Но никто не думал определить, что разумеет он под словом народность. А. С. Пушкин

Конечно, не только Пушкина интересовала идея народности. Посмотрим на то, что другие писатели говорили об этой теоретической проблеме.

Истинная национальность состоит не в описании сарафана, а в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами национальной стихии. Н. В. Гоголь

Белинский рассматривал проблему народности в тесной связи с проблемами идейности и реализма литературы. Свое учение о народноти, о национальном жанре Белинский развил в статьях о Кольцове, Грибоедове, Пушкине, Гоголе, Крылове, Лермонтове. Он утверждал, что литература есть сознание народа, в котором, как в зеркале, отражается его дух и жизнь, боль и скорбь общества. В этом плане он полемизировал с поэтами «чистого искусства». Белинский считал, что «Евгений Онегин» — первое истинно национальное произведение. В нем «народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении, где действовали мужики и бабы, бородатые купцы и мещане». Учение Белинского о народности нашло развитие в трудах Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина.

Герцен считал, что настоящее искусство отражает лучшие черты народного характера. Поэт  и художник в истинных своих произведениях, по мнению Герцена, народен всегда.

Чернышевский высказывался против идеализма быта народа. В «Очерках Гоголевского периода развития русской литературы» прослеживаются основные этапы развития русской литературы по пути реализма и народности. Выдвигаются даже критерии народности литературы:

  • степень внимания к вопросам общества и народной жизни
  • демократизм формы

Салтыков-Щедрин же утверждал, что писатели 50-60-х годов XIX века недостаточно полно и глубоко изучили народ, в то время как молодая литература уже нашла к этому путь.

Говоря о народности литературы часто сопоставляют два выражения: народная литература и популярная литература. Здесь существует тесная взаимосвязь. Однако бывали случаи, когда мода на произведения диктовала свои условия, в то время как народность оставалась в стороне. Народное произведение — это только те произведения, которые отвечают интересам всего человечества, выходят за рамки национальной значимости и становятся произведениями мирового плана.

Обсуждение закрыто.