Основы стихосложения

В прозаических и поэтических художественных произведениях речь организуется совершенно по-разному. Даже человек,  не знающий основ стихосложения, легко отличит стихотворение от прозы. А все потому, что стихотворная речь музыкальна и ритмична. Сравним:

По зимней скучной дороге бержит борзая тройка.

и

По дороге зимней, скучной.

Тройка борзая бежит.

Проза — это речь, организованная свободно. Стихотворная же речь организована особым образом. Прежде всего, она упорядочена, что выражается в ритме, то есть повторении соразмерных единиц. Ритмической единицей стихотворной речи является стих. Вначале русский стих был песенным, и система стихосложения называлась тонической. Принцип тонической системы стихосложения выражался в том, что в каждом стихе было одинаковое количество ударений.

вО поле берЕзка стоЯла.

вО поле кудрЯвая стоЯла.

лЮли, лЮли, стоЯла.

Силлабическая система стихосложения сформировалась в XVII веке. Она основана на том, что в каждом стихе — одинаковое количество слогов, независимо от ударения. На силлабической системе отразились некоторые особенности польского языка (например, ударение на предпоследний слог). Дело в том, что с начала XVII века Россия была тесно связана с Польшей, что повлияло и на систему стихосложения. Силлабической системе отдавали предпочтение Симеон Полоцкий и Антиох Дмитриевич Кантемир.

Что так смутен, дружок мой? Щеки внутрь опали,
Бледен, и глаза красны, как бы ночь не спали?
Задумчив, как тот, что чин патриарш достати
Ища, конный свой завод раздарил некстати?

                                                                      (Кантемир)

Кантемир чаще всего придерживался тринадцатисложных стихов. Для усиления их ритмической организации он использовал паузу после шестого или седьмого слога, которая делила стих на два полустишья.

В тридцатые годы XVIII В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов, опираясь на звуковые особенности русского языка, предложили силлабо-тоническую систему стихосложения, которая включала в себя признаки двух уже существующих систем. Из силлабической системы было взято одинаковое количество слогов, а из тонической — закономерность ударений. В силлабо-тонической системе слоги должны были находиться в строго определенном порядке.

Недвижим он лежал, и стране

Был томный мир его чела.

Под грудь он был навылет ранен;

Дымясь, из раны кровь текла.

                                           (Пушкин)

Также в силлабо-тонической системе в связи с очередностью ударных и безударных слогов стих расспадается на отдельные ритмические единицы — стопы.

Стопа — простейшая стихотворная единица, комбинация одного ударного слога с одним-двумя безударными, повторяющаяся внутри стиха. В зависимости от ударений в стопе можно рассматривать следующие стихотворные размеры:

Хорей (стопа с первым ударным слогом).  Ударение на нечетный слог. ВСЕГДА!

бУря мглОю нЕбо крОет.

Ямб (стопа со вторым ударным слогом). Ударение на четный слог. ВСЕГДА!

мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил.

Дактиль.

тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники.

Амфибрахий.

однАжды в студЕную зИмнюю пОру.

Анапест

ты не тАк заливАешь полЯ.

Термининология:

Спондей — когда  в стопе безударный слог заменяется ударным.

Пиррихий — замена ударного слога безударным.

Обсуждение закрыто.