Классификация речевых ошибок

Р-1 – употребление слова в несвойственном значении.

Пример: живы еще предки Пушкина (перепутано предки-потомки).

 

Р-2 – нарушение лексический сочетаемости.

Пример: это не сыграло никакого значения (сыграть значение – наложение двух устойчивых выражений).

 

Р-3 – плеоназм (лишнее уточняющее слово).

Пример: в конечном итоге (закрепившийся плеоназм; конец и итог – синонимы. Лучше говорить – в конечном счете).

 

Р-4 – тавтология (близкое употребление однокоренных слов). Это не грубая ошибка, это недочет.

Пример: в ответ ответил.

 

Р-5 – неуместное повторение одного и того же слова (иногда это сделано намеренно, что не является ошибкой).

Пример (ошибка): образ Катерины противопоставлен образам купцов и образам Тихона и Варвары.

 

Р-6  — неуместное употребление нелитературных слов (диалект, жаргон, просторечия).

Пример: Ихние дети плохо себя ведут/Извиняюсь (сам себя извиняешь).

 

Р-7 – нарушение стилевого единства текста.

Пример: кальмары обезглавленные.

 

Р-8 – ошибки в употреблении местоимений (личные местоимения могут внести незапланированную многозначность).

Пример: Данный текст написан Беловым. Он относится к художественному стилю.

 

Р-9 – нарушения порядка слов (порядок слов тоже может внести незапланированную многозначность).

Пример: Велосипед разбил трамвай (одинаковые формы винительного и именительного вносят путаницу).

 

Обсуждение закрыто.